Каталог статей

Педагогические функции


При анализе многочисленных педагогических технологий выяснилось, что они очень легко укладываются в группы. От аудитории, с которой работаешь, требуется вполне определенный набор действий - принципиально конечный. Такие типовые действия были названы педагогическими функциями.

Здесь уместно вспомнить, что подобный подход – выявление типовых функций для классификации значительных массивов информации – известен ранее:

1. Национальная классификация патентов в США (выполнена по функциональному признаку);
2. 36 драматургических сюжетов Ж. Польти;
3. Классификация В. Проппа действий сказочных персонажей [3]
4. Классификация И.Л. Викентьева типовых задач, связанных с продвижением различных Товаров и/или Услуг и т.п. [1].

О чем это свидетельствует? О том, что, как справедливо в одном из своих рассказов сказал Станислав Лем: "Вселенная бесконечна, но ограничена". Прямой аналог человеческой психики: наша психика способна породить более 1080 сочетаний - больше, чем есть частиц во Вселенной. Но все-таки она ограничена: есть вполне определенный список психических явлений и процессов...

Классический пример: при активном формировании знаний или эмоций всегда наблюдается одна и та же тройка стадий. Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке. Она может иметь разные названия - см. слева-направо Сравнительную таблицу 1:

Подводка Новый материал Закрепление
Подводка к сюжету Кульминация Финал
Увертюра Тема Кода
Вступление Основная часть Заключение

 

Смысл един. Причина - инертность психики человека: любое обучение (в т.ч. тренинг) - вкладка чего-то нового, поначалу чуждого человеческой психике. Для того, чтобы это новое вложить в сознание-подсознание учащихся, необходимо «подготовить почву», размягчить их сознание, вложить, а затем - как иногда говорят - «заморозить» обратно.

Аналогично, независимо от разнообразия знаний-умений-навыков (ЗУН), любое занятие в классической форме имеет 4 стадии, определенные еще немецким педагогом 19 века Адольфом Дистервегом [2]:

1. Начало и актуализация прошлых знаний. 
2. Объяснение нового. 
3. Отработка ("приручение" - Г.И. Щукина [4], закрепление. 
4. Домашнее задание, финал занятия.

 

Таким образом, выделены 16 типовых педагогических функций:

1. Установить контакт с аудиторией
2. Объяснить новый материал
3. Закрепить материал
4. Получить «Обратную связь»
5. Снять напряжение у Учащихся
6. Повысить интерес у Учащихся
7. Собрать внимание Учащихся
8. Отвлечь внимание
9. Контроль сформированности знаний
10. Контроль сформированности умений
11. Повторить материал
12. Повысить авторитет Преподавателя
13. Повысить самооценку участника, «спасти лицо» Слушателя
14. Протянуть время
15. Сэкономить время
16. Собрать, сплотить аудиторию.

Список педагогических функций, возможно, будет дополняться и уточняться.

Литература
1. Викентьев И.Л., Список типовых задач в области рекламы и public relations (PR)
2. Дистервег Ф.А.В., Избранные педагогические сочинения, М., «Просвещение», 1956 г.
3. Пропп В.Я., Морфология сказки, Л., «Академия», 1928 г.
4. Щукина Г.И., Проблема деятельности в педагогике, М., «Просвещение», 1985 г.


Педагогические функции | Автор: Сергей Модестов | Дата: 01.06.2012г.
Яндекс.Метрика