Каталог статей

Антишкола. Антикризисный менеджмент для педагогов.


    Оговоримся сразу: перед авторами, когда-то - ленинградскими школьниками, С.Ю. Модестовым и С.В. Лалиным стояла задача собрать, а не изобретать новые приемы "антишколы". Почему не изобретать, надеемся, понятно. Более того, как говорит опыт работы педагогов со стажем, особенных новаций в области "антишколы" за последние 30 лет не наблюдалось... Радикальное лекарство от "антишколы" - качественное обучение, нужное ученикам... (из предисловия И.Л. Викентьева, 1996 г.)

 

1. СПИСЫВАНИЕ, ШПАРГАЛКИ

Шпора может находиться везде!

1.1. В классе.

  • на потолочной балке, со стороны, не видной преподавателю;

1.2. Мебель.

  • шпора написана на парте карандашом или фломастером;
  • написана на спинке стула впереди сидящего или - для сидящих на первой парте - на щитке учительского стола;

1.3. Орудия труда.

  • шпора в пенале (калькуляторе - вместо инструкции, в чехле для очков);
  • приклеена к оправе очков, если оправа достаточно широкая;
  • под часами;
  • шпора под листком с работой;
  • шпора под обложкой учебника, чтобы быстро открыть или (если на экзамене) - в брошюрке - перечне билетов;
  • шпора на торце тетради (учебника);
  • закладка-линейка - мгновенно открыть в нужном месте учебник (тетрадь);
  • шпора небрежно написана на клочке бумаги, можно даже перечеркнуть, потом пользоваться этим листком как черновиком;
  • шпора на тонкой бумаге наматывается на стержень шариковой ручки;
  • написана на черной обложке учебника синей пастой, при определенном угле зрения паста бликует - написанное видно ученику, но не видно учителю;
  • шпора выцарапана на гранях пластмассовой ручки или линейки, если провести по такой надписи грязной рукой, написанное станет видным;
  • шпора в/под портфелем, лежащим рядом, на парте или на свободном стуле;
  • на столе - "рабочий беспорядок" - разместить шпоры среди бумажек, ручек и проч.;
  • шпоры в виде выдранных страниц учебника или тетради;
  • шпора на другом языке, заведомо непонятном преподавателю (английский, эсперанто, стенография, в виде распечатки компьютерной программы и т.п.)
  • шпора написана на карандаше или ручке, можно иметь набор разноцветных ручек - по цвету на тему;
  • шпора в корпусе часов (с перемоткой);
  • Варианты: в коробочке с перемоткой, просто на двух ручках, внутри толстой ручки - намотана на стержень.

1.4. Одежда.

  • на лацкане пиджака;
  • для девочек - при мини-юбке - под прозрачным чулком на ноге;
  • под ботинком;
  • шпора на резинке - как рукавица у малышей - в случае опасности мгновенно прячется в рукав;
  • шпора за поясом (ремнем);
  • шпора в высоких сапогах или длинных носках;
  • шпора в носовом платке;
  • шпора в галстуке;
  • шпора в манжете рубашки или пиджака;
  • шпора на спине соседа, сидящего впереди.

1.5. Ученик.

  • для мальчиков - под коленкой на стуле или между ног, тоже на стуле;
  • написана на ладони;
  • нагло открытый и лежащий посреди парты учебник (тетрадь). Бывает, что преподаватель его не замечает, отсекая в то же время все подозрительные движения вокруг;
  • шпора написана карандашом на ногтях;
  • шпора на коленке - прижимается к парте ногой в случае опасности;
  • тетрадь на сдвинутых стульях между двумя учениками;
  • шпора пишется на небольшом листке, заклеивается прозрачной клейкой лентой и прячется во рту;
  • шпора прячется в бинты якобы порезанной или сломанной руки.

1.6. Учитель.

  • использовать знания учителя при помощи косвенных вопросов типа "Я не знаю, как правильно выразить свою мысль..."
  • шпора на спине учителя (технически сложно).

1.7. Остальное.

  • в виде элементов милого, невинного рисунка (очень красивый индеец на обложке тетради, перья которого - миниатюрные формулы по физике, автомобиль с соответствующими номерными знаками и рекламными надписями, и т.п.)
  • шпора написана на уличном асфальте перед окнами школы (института);
  • шпора на резиновом жгуте - в растянутом состоянии слова видны и их помещается больше, в сжатом - не видны;
  • "фоношпора" - записывается на кассету, прослушивается через плейер, наушник маскируется волосами, провод - под цвет одежды;
  • СМС, радиопередатчик (редко);
  • ученик сидит около двери, за дверью его сообщник выслушивает номер билета или вопрос и диктует ответ;
  • положить учебник на пол и листать его ногой (ботинок можно снять);
  • если нельзя посмотреть шпору в аудитории, отпроситься в туалет и смотреть там;
  • все шпоры или задания взяты у параллельного класса, который эту работу уже написал;
  • Вариант, близкий к идеальному: вся работа написана заранее (т.н. "бомба")

ПОДСКАЗКИ:

  • солнечным зайчиком, используя азбуку Морзе или прямо показывая то, что надо при ответе по картам и таблицам;
  • подсказывать на сурдоязыке ("по-немому") или используя иной, собственный вариант кодирования;
  • ответ крупно пишется на развороте тетради и в удобный момент демонстрируется отвечающему;
  • подсказывать шепотом, сидя на первой парте;
  • "Вызываю огонь на себя" - выйти к доске без разрешения со словами: "А мне кажется, что вот здесь..." и, неся чепуху, успеть передать шпору.

Противодействия:

  • самый общий и сильный контрход учителя - стать неформальным лидером класса;
  • внезапная работа или непредсказуемый опрос;
  • следить за всеми движениями учеников (в т.ч. так называемое боковое зрение);
  • просить все убрать с парты ("Тетради и учебники туда, на чем сидим!");
  • впускать в класс только без портфелей, на партах все заранее приготовлено - ручки, листки и проч.;
  • внимательно следить за глазами, поскольку у размышляющего взгляд всегда отличается от того, который ждет момента, чтобы заглянуть в шпору;
  • разрешить пользоваться всеми источниками, но изменить критерий оценки: знание предмета в опросе после формального "чистописания". (Т.е. дать написать не формулировку трех законов Ньютона, а задачи на эти законы).

2. КАК ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКИ или "ЧТОБ НЕ СПРОСИЛИ".

2.1. Не прийти (индивидуально или всем классом).

Противодействия:

  • устраивается потемный зачет для каждого;
  • если весь класс срывает урок - наказываются только лучшие, это вселяет раскол;
  • и наоборот - если провинились несколько человек, наказываются все.

2.2. Ныть хором или подойти до урока и попросить, чтобы не вызывали (с какой-то мотивацией).

Противодействие: спросить другой материал или несколько тем на выбор.

Если ученики злоупотребляют этим, то: "Если это не прекратится, будет письменная работа!" (как правило, письменных работ боятся).

2.3. Давить на психику преподавателя: "Да-а, вот Вы ему за то же "3" поставили, а мне пару!.. Почемууу!?"

Противодействия:

  • хорошая память или все записывать;
  • на работах с оценками ставить свою подпись;
  • "если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".

2.4. "Я Вам уже исправил пару, а Вы мне забыли в журнале исправить!".

Противодействия:

  • хорошая память или все записывать;
  • на работах с оценками ставить свою подпись;
  • "если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".

2.5. Самому себе поставить оценку в журнал.

Противодействия: хорошая память или наличие у преподавателя своего журнала, где фиксируются все оценки (естественно, недоступного ученику). Вариант: наличие у преподавателя ручки со строго определенным цветом чернил, который трудно подобрать.

2.6. Долго, много и уверенно говорить либо тянуть паузы - "тройка" обеспечена. (Вариант: зная только одну тему, все время плавно переходить на нее).

Противодействия: спросить КОНКРЕТНО вывод, формулу, правило.

2.7. Расковырять нос до крови и некоторое время отказываться от предложений типа: "Иди умойся!", говоря: "Нет, нет! Я Вам все отвечу!". Вариант: жаловаться на сильную головную боль.

Противодействия:

  • иметь при себе таблетки и перекись водорода (для носа);
  • оставить долг по данной теме.

2.8. Все уроки прогуливать, но когда приходишь, готов ответить на четыре или пять.

Противодействия: устроить опрос/зачет по пропущенным урокам.

2.9. Завести разговор о недавней ТВ-передаче, статье или другом предмете, явно интересном преподавателю (тянуть время).

Противодействия:

  • "если вам так интересно, поговорим об этом, а урок проведем седьмым".
  • если ответы хорошие и класс в общем готов, то можно и поговорить, только в конце урока.
  • иногда это получается неспециально. Главное - не видеть во всем происки учеников-злодеев.

2.10. Подставить себя под оценку (вопрос), т.е. хулиганить в то время, когда могут спросить тот материал, который точно ответишь. Вариант: читать на уроке книгу, чтобы преподаватель заметил это, отобрал книгу и... дал по ней доклад.

Противодействия: книгу отобрать, но доклад дать по более трудной теме.

2.11. Перед уроком поставить в журнале напротив своей фамилии "Н" (нет) или "Б" (болен).

Противодействия: см. 2.5.

2.12. Во время переклички спрятаться.

2.13. Если преподаватель новый - отвечать знающему ученику под другой фамилией (того, кого надо).

2.14. Промоделировать звонок с урока (например, будильником). Вариант: если у преподавателя есть большие часы, по которым он смотрит время, то незаметно для него перевести их.

Противодействия: закрыть дверь на ключ, чтобы никто не смог уйти без разрешения преподавателя.

Наиболее общее противодействие: выработать и закрепить в классе соответствующие традиции, от которых не будут отступать сами ученики.

3. ПРОГУЛ УРОКА

. 3.1. Запихнуть в замочную скважину монету, фольгу, грифель и т.п.

Противодействия:

  • иметь при себе пилки (от лобзика), чтобы вытаскивать мусор;
  • дать классу самому починить дверь;
  • поставить такой замок, чтобы в него ничего нельзя было засунуть.

3.2. Объяснение: "Мне показалось, что я оставил дома невыключенный чайник". Варианты: застрял в лифте; не пускали в школу и проч.

Противодействия: спросить пропущенный материал потом.

3.3. Если преподаватель не терпит опозданий, опоздать так, чтоб выгнали, потом оправдываться: "Да я же пришел, а Вы меня сами выгнали!..".

Противодействия: дать лишнюю работу, индивидуальное Д/З (вместо того, чтобы выгнать).

3.4. Нянечка (администрация) не пущает в школу без сменной обуви (которой специально нет).

Противодействия:

  • спросить пропущенный материал;
  • хранить сменную обувь в школе.

3.5. Сачковать под видом поручения - действительного, но требующего малых временных затрат, или мнимого.

Варианты:

  • другой преподаватель послал домой за дневником, тетрадью;
  • сообщник говорит, придя на урок, что вызывает, например, завуч или медсестра.
  • Противодействия: спросить записку от того, кто вызывает.

3.6. Создание имиджа, например, общественника, хорошей репутации. Можно гулять без особых объяснений - поверят, что "было надо".

Противодействия: чтобы без особых проблем гулять, нужна репутация честного человека-общественника, которой если и отпросился, то потом все долги сдал, когда обещал. Если человек хорошо учиться и сдает все в срок, то стоит ли "железно" удерживать его на уроке? В данном случае интенсивное противодействие может сослужить дурную службу.

3.7. Написать самому себе справку.

Противодействия: осведомиться в том учреждении, откуда справка.

Примечание: при желании подделанную справку можно отличить от настоящей.

3.8. Испортить освещение (лампа накаливания - подвывернуть пробки; лампа дневного света - вывернуть стартер; послюнявить бумажку и подложить под контакт: пока бумажка мокрая - свет горит, высохнет - гаснет).

3.9. Спрятать сумку и весь урок ее искать.

Противодействия: преподавателю иметь при себе вещи, нужные для урока: учебник, листки, ручку.

3.10. Спрятать мел, а затем бурная, но неудачная деятельность по его розыскку.

Противодействия: иметь неприкосновенный запас мела или сразу же отправлять к завхозу (в учительскую) за мелом.

3.11. "У нас одни на двоих ключи с братом, а он сегодня прилетает из Москвы".

Противодействия: спросить пропущенный материал потом.

4. КАК "ДОВЕСТИ" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ или ПРОСТО СОРВАТЬ УРОК

  • хамить или пародировать преподавателя (нарочно картавить, например);
  • весь класс молчит весь урок и никак не реагирует на преподавателя;
  • включать звукозапись в разных концах класса;
  • кидаться какой-нибудь гадостью (например, презервативом);
  • вешать на преподавателя сзади нитки, записки типа: "Ищу жену (мужа)", "Куплю пятерку за трояк", "Дурак", и т.п.
  • кнопку на стул или капсюль под его ножку;
  • ведро с мусором или швабру к двери;
  • крики перед заходом в кабинет: "Кто вошел, тот дурак!", "Кто вошел шестым - шестак!" и проч.;
  • косвенное доведение преподавателя: воздействовать на слабый пол, он будет пищать и раздражать преподавателя;
  • плеваться рисом, пшеном, жеваной бумагой, стрелять из небольших рогаток;
  • исписать доску ругательствами, оскорблениями;
  • натереть доску чем-нибудь вонючим, например, чесноком;
  • натереть доску и/или журнал парафином - писать будет невозможно;
  • доводить преподавателя звуком капающей воды - булавкой, воткнутой в колпачок ручки, легонько постукивать по краю парты;
  • высадить окно;
  • испачкать мелом стул преподавателя;
  • рассказать соседу очень смешной анекдот во время очень серьезной темы;
  • натянуть леску в дверном проеме класса;
  • постоянно отвечать не по существу или задавать глупые вопросы типа: "А почему дерево это - неодушевленный предмет, оно же дышит!.."
  • заранее расплющить монету под трамваем или электричкой, подложить до урока на стул пухлой преподавательнице, в разгар урока спросить: "Марь Иванна ! Я на стуле под вами монетку забыл, можно взять ?" Она встает и...

Химические средства "доведения" преподавателей:

  • нагретый аспирин (сильно воняет);
  • целлулоид в обертке из бумаги поджечь и потушить ("дымовуха");
  • аммиачный йод (или йодистый азот) рассыпать по полу класса (можно по столу и на стулья) - высохнув, взрывается от прикосновения. Опасно.
  • подожженная сера (горит невидимо, воняет жутко);
  • гидропирит + анальгин : растереть в порошок по отдельности, смешать, нагреть - получиться едкий дым. (Таблетки гидропирита бывают в красителях для волос);
  • намазать стул серной кислотой. Севший на него преподаватель через некоторое время получает штаны "Бандитская пуля" - либо много дырок (если стул был только побрызган серной кислотой), либо полностью истлевшая в пыль седалищная поверхность. Время - несколько десятков минут.

Все это можно подкладывать в журнал, в углы класса и под стол преподавателю.

Средства, требующие специальной подготовки:

  • включать генератор ультразвука (при слабой интенсивности создает впечатление непонятно где работающего телевизора, при сильной - раздражает);
  • запустить в класс животное (крысу, голубя, собаку, и т.п.).

Февраль 1996 г., Санкт-Петербург

      


Педагогические функции | Автор: Сергей Модестов | Дата: 13.06.2012г.
Яндекс.Метрика