Оговоримся сразу: перед авторами, когда-то - ленинградскими школьниками, С.Ю. Модестовым и С.В. Лалиным стояла задача собрать, а не изобретать новые приемы "антишколы". Почему не изобретать, надеемся, понятно. Более того, как говорит опыт работы педагогов со стажем, особенных новаций в области "антишколы" за последние 30 лет не наблюдалось... Радикальное лекарство от "антишколы" - качественное обучение, нужное ученикам... (из предисловия И.Л. Викентьева, 1996 г.)
1. СПИСЫВАНИЕ, ШПАРГАЛКИ
Шпора может находиться везде!
1.1. В классе.
-
на потолочной балке, со стороны, не видной преподавателю;
1.2. Мебель.
-
шпора написана на парте карандашом или фломастером;
-
написана на спинке стула впереди сидящего или - для сидящих на первой парте - на щитке учительского стола;
1.3. Орудия труда.
-
шпора в пенале (калькуляторе - вместо инструкции, в чехле для очков);
-
приклеена к оправе очков, если оправа достаточно широкая;
-
под часами;
-
шпора под листком с работой;
-
шпора под обложкой учебника, чтобы быстро открыть или (если на экзамене) - в брошюрке - перечне билетов;
-
шпора на торце тетради (учебника);
-
закладка-линейка - мгновенно открыть в нужном месте учебник (тетрадь);
-
шпора небрежно написана на клочке бумаги, можно даже перечеркнуть, потом пользоваться этим листком как черновиком;
-
шпора на тонкой бумаге наматывается на стержень шариковой ручки;
-
написана на черной обложке учебника синей пастой, при определенном угле зрения паста бликует - написанное видно ученику, но не видно учителю;
-
шпора выцарапана на гранях пластмассовой ручки или линейки, если провести по такой надписи грязной рукой, написанное станет видным;
-
шпора в/под портфелем, лежащим рядом, на парте или на свободном стуле;
-
на столе - "рабочий беспорядок" - разместить шпоры среди бумажек, ручек и проч.;
-
шпоры в виде выдранных страниц учебника или тетради;
-
шпора на другом языке, заведомо непонятном преподавателю (английский, эсперанто, стенография, в виде распечатки компьютерной программы и т.п.)
-
шпора написана на карандаше или ручке, можно иметь набор разноцветных ручек - по цвету на тему;
-
шпора в корпусе часов (с перемоткой);
-
Варианты: в коробочке с перемоткой, просто на двух ручках, внутри толстой ручки - намотана на стержень.
1.4. Одежда.
-
на лацкане пиджака;
-
для девочек - при мини-юбке - под прозрачным чулком на ноге;
-
под ботинком;
-
шпора на резинке - как рукавица у малышей - в случае опасности мгновенно прячется в рукав;
-
шпора за поясом (ремнем);
-
шпора в высоких сапогах или длинных носках;
-
шпора в носовом платке;
-
шпора в галстуке;
-
шпора в манжете рубашки или пиджака;
-
шпора на спине соседа, сидящего впереди.
1.5. Ученик.
-
для мальчиков - под коленкой на стуле или между ног, тоже на стуле;
-
написана на ладони;
-
нагло открытый и лежащий посреди парты учебник (тетрадь). Бывает, что преподаватель его не замечает, отсекая в то же время все подозрительные движения вокруг;
-
шпора написана карандашом на ногтях;
-
шпора на коленке - прижимается к парте ногой в случае опасности;
-
тетрадь на сдвинутых стульях между двумя учениками;
-
шпора пишется на небольшом листке, заклеивается прозрачной клейкой лентой и прячется во рту;
-
шпора прячется в бинты якобы порезанной или сломанной руки.
1.6. Учитель.
-
использовать знания учителя при помощи косвенных вопросов типа "Я не знаю, как правильно выразить свою мысль..."
-
шпора на спине учителя (технически сложно).
1.7. Остальное.
-
в виде элементов милого, невинного рисунка (очень красивый индеец на обложке тетради, перья которого - миниатюрные формулы по физике, автомобиль с соответствующими номерными знаками и рекламными надписями, и т.п.)
-
шпора написана на уличном асфальте перед окнами школы (института);
-
шпора на резиновом жгуте - в растянутом состоянии слова видны и их помещается больше, в сжатом - не видны;
-
"фоношпора" - записывается на кассету, прослушивается через плейер, наушник маскируется волосами, провод - под цвет одежды;
-
СМС, радиопередатчик (редко);
-
ученик сидит около двери, за дверью его сообщник выслушивает номер билета или вопрос и диктует ответ;
-
положить учебник на пол и листать его ногой (ботинок можно снять);
-
если нельзя посмотреть шпору в аудитории, отпроситься в туалет и смотреть там;
-
все шпоры или задания взяты у параллельного класса, который эту работу уже написал;
-
Вариант, близкий к идеальному: вся работа написана заранее (т.н. "бомба")
ПОДСКАЗКИ:
-
солнечным зайчиком, используя азбуку Морзе или прямо показывая то, что надо при ответе по картам и таблицам;
-
подсказывать на сурдоязыке ("по-немому") или используя иной, собственный вариант кодирования;
-
ответ крупно пишется на развороте тетради и в удобный момент демонстрируется отвечающему;
-
подсказывать шепотом, сидя на первой парте;
-
"Вызываю огонь на себя" - выйти к доске без разрешения со словами: "А мне кажется, что вот здесь..." и, неся чепуху, успеть передать шпору.
Противодействия:
-
самый общий и сильный контрход учителя - стать неформальным лидером класса;
-
внезапная работа или непредсказуемый опрос;
-
следить за всеми движениями учеников (в т.ч. так называемое боковое зрение);
-
просить все убрать с парты ("Тетради и учебники туда, на чем сидим!");
-
впускать в класс только без портфелей, на партах все заранее приготовлено - ручки, листки и проч.;
-
внимательно следить за глазами, поскольку у размышляющего взгляд всегда отличается от того, который ждет момента, чтобы заглянуть в шпору;
-
разрешить пользоваться всеми источниками, но изменить критерий оценки: знание предмета в опросе после формального "чистописания". (Т.е. дать написать не формулировку трех законов Ньютона, а задачи на эти законы).
2. КАК ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКИ или "ЧТОБ НЕ СПРОСИЛИ".
2.1. Не прийти (индивидуально или всем классом).
Противодействия:
-
устраивается потемный зачет для каждого;
-
если весь класс срывает урок - наказываются только лучшие, это вселяет раскол;
-
и наоборот - если провинились несколько человек, наказываются все.
2.2. Ныть хором или подойти до урока и попросить, чтобы не вызывали (с какой-то мотивацией).
Противодействие: спросить другой материал или несколько тем на выбор.
Если ученики злоупотребляют этим, то: "Если это не прекратится, будет письменная работа!" (как правило, письменных работ боятся).
2.3. Давить на психику преподавателя: "Да-а, вот Вы ему за то же "3" поставили, а мне пару!.. Почемууу!?"
Противодействия:
-
хорошая память или все записывать;
-
на работах с оценками ставить свою подпись;
-
"если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".
2.4. "Я Вам уже исправил пару, а Вы мне забыли в журнале исправить!".
Противодействия:
-
хорошая память или все записывать;
-
на работах с оценками ставить свою подпись;
-
"если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".
2.5. Самому себе поставить оценку в журнал.
Противодействия: хорошая память или наличие у преподавателя своего журнала, где фиксируются все оценки (естественно, недоступного ученику). Вариант: наличие у преподавателя ручки со строго определенным цветом чернил, который трудно подобрать.
2.6. Долго, много и уверенно говорить либо тянуть паузы - "тройка" обеспечена. (Вариант: зная только одну тему, все время плавно переходить на нее).
Противодействия: спросить КОНКРЕТНО вывод, формулу, правило.
2.7. Расковырять нос до крови и некоторое время отказываться от предложений типа: "Иди умойся!", говоря: "Нет, нет! Я Вам все отвечу!". Вариант: жаловаться на сильную головную боль.
Противодействия:
-
иметь при себе таблетки и перекись водорода (для носа);
-
оставить долг по данной теме.
2.8. Все уроки прогуливать, но когда приходишь, готов ответить на четыре или пять.
Противодействия: устроить опрос/зачет по пропущенным урокам.
2.9. Завести разговор о недавней ТВ-передаче, статье или другом предмете, явно интересном преподавателю (тянуть время).
Противодействия:
-
"если вам так интересно, поговорим об этом, а урок проведем седьмым".
-
если ответы хорошие и класс в общем готов, то можно и поговорить, только в конце урока.
-
иногда это получается неспециально. Главное - не видеть во всем происки учеников-злодеев.
2.10. Подставить себя под оценку (вопрос), т.е. хулиганить в то время, когда могут спросить тот материал, который точно ответишь. Вариант: читать на уроке книгу, чтобы преподаватель заметил это, отобрал книгу и... дал по ней доклад.
Противодействия: книгу отобрать, но доклад дать по более трудной теме.
2.11. Перед уроком поставить в журнале напротив своей фамилии "Н" (нет) или "Б" (болен).
Противодействия: см. 2.5.
2.12. Во время переклички спрятаться.
2.13. Если преподаватель новый - отвечать знающему ученику под другой фамилией (того, кого надо).
2.14. Промоделировать звонок с урока (например, будильником). Вариант: если у преподавателя есть большие часы, по которым он смотрит время, то незаметно для него перевести их.
Противодействия: закрыть дверь на ключ, чтобы никто не смог уйти без разрешения преподавателя.
Наиболее общее противодействие: выработать и закрепить в классе соответствующие традиции, от которых не будут отступать сами ученики.
3. ПРОГУЛ УРОКА
. 3.1. Запихнуть в замочную скважину монету, фольгу, грифель и т.п.
Противодействия:
-
иметь при себе пилки (от лобзика), чтобы вытаскивать мусор;
-
дать классу самому починить дверь;
-
поставить такой замок, чтобы в него ничего нельзя было засунуть.
3.2. Объяснение: "Мне показалось, что я оставил дома невыключенный чайник". Варианты: застрял в лифте; не пускали в школу и проч.
Противодействия: спросить пропущенный материал потом.
3.3. Если преподаватель не терпит опозданий, опоздать так, чтоб выгнали, потом оправдываться: "Да я же пришел, а Вы меня сами выгнали!..".
Противодействия: дать лишнюю работу, индивидуальное Д/З (вместо того, чтобы выгнать).
3.4. Нянечка (администрация) не пущает в школу без сменной обуви (которой специально нет).
Противодействия:
-
спросить пропущенный материал;
-
хранить сменную обувь в школе.
3.5. Сачковать под видом поручения - действительного, но требующего малых временных затрат, или мнимого.
Варианты:
-
другой преподаватель послал домой за дневником, тетрадью;
-
сообщник говорит, придя на урок, что вызывает, например, завуч или медсестра.
-
Противодействия: спросить записку от того, кто вызывает.
3.6. Создание имиджа, например, общественника, хорошей репутации. Можно гулять без особых объяснений - поверят, что "было надо".
Противодействия: чтобы без особых проблем гулять, нужна репутация честного человека-общественника, которой если и отпросился, то потом все долги сдал, когда обещал. Если человек хорошо учиться и сдает все в срок, то стоит ли "железно" удерживать его на уроке? В данном случае интенсивное противодействие может сослужить дурную службу.
3.7. Написать самому себе справку.
Противодействия: осведомиться в том учреждении, откуда справка.
Примечание: при желании подделанную справку можно отличить от настоящей.
3.8. Испортить освещение (лампа накаливания - подвывернуть пробки; лампа дневного света - вывернуть стартер; послюнявить бумажку и подложить под контакт: пока бумажка мокрая - свет горит, высохнет - гаснет).
3.9. Спрятать сумку и весь урок ее искать.
Противодействия: преподавателю иметь при себе вещи, нужные для урока: учебник, листки, ручку.
3.10. Спрятать мел, а затем бурная, но неудачная деятельность по его розыскку.
Противодействия: иметь неприкосновенный запас мела или сразу же отправлять к завхозу (в учительскую) за мелом.
3.11. "У нас одни на двоих ключи с братом, а он сегодня прилетает из Москвы".
Противодействия: спросить пропущенный материал потом.
4. КАК "ДОВЕСТИ" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ или ПРОСТО СОРВАТЬ УРОК
-
хамить или пародировать преподавателя (нарочно картавить, например);
-
весь класс молчит весь урок и никак не реагирует на преподавателя;
-
включать звукозапись в разных концах класса;
-
кидаться какой-нибудь гадостью (например, презервативом);
-
вешать на преподавателя сзади нитки, записки типа: "Ищу жену (мужа)", "Куплю пятерку за трояк", "Дурак", и т.п.
-
кнопку на стул или капсюль под его ножку;
-
ведро с мусором или швабру к двери;
-
крики перед заходом в кабинет: "Кто вошел, тот дурак!", "Кто вошел шестым - шестак!" и проч.;
-
косвенное доведение преподавателя: воздействовать на слабый пол, он будет пищать и раздражать преподавателя;
-
плеваться рисом, пшеном, жеваной бумагой, стрелять из небольших рогаток;
-
исписать доску ругательствами, оскорблениями;
-
натереть доску чем-нибудь вонючим, например, чесноком;
-
натереть доску и/или журнал парафином - писать будет невозможно;
-
доводить преподавателя звуком капающей воды - булавкой, воткнутой в колпачок ручки, легонько постукивать по краю парты;
-
высадить окно;
-
испачкать мелом стул преподавателя;
-
рассказать соседу очень смешной анекдот во время очень серьезной темы;
-
натянуть леску в дверном проеме класса;
-
постоянно отвечать не по существу или задавать глупые вопросы типа: "А почему дерево это - неодушевленный предмет, оно же дышит!.."
-
заранее расплющить монету под трамваем или электричкой, подложить до урока на стул пухлой преподавательнице, в разгар урока спросить: "Марь Иванна ! Я на стуле под вами монетку забыл, можно взять ?" Она встает и...
Химические средства "доведения" преподавателей:
-
нагретый аспирин (сильно воняет);
-
целлулоид в обертке из бумаги поджечь и потушить ("дымовуха");
-
аммиачный йод (или йодистый азот) рассыпать по полу класса (можно по столу и на стулья) - высохнув, взрывается от прикосновения. Опасно.
-
подожженная сера (горит невидимо, воняет жутко);
-
гидропирит + анальгин : растереть в порошок по отдельности, смешать, нагреть - получиться едкий дым. (Таблетки гидропирита бывают в красителях для волос);
-
намазать стул серной кислотой. Севший на него преподаватель через некоторое время получает штаны "Бандитская пуля" - либо много дырок (если стул был только побрызган серной кислотой), либо полностью истлевшая в пыль седалищная поверхность. Время - несколько десятков минут.
Все это можно подкладывать в журнал, в углы класса и под стол преподавателю.
Средства, требующие специальной подготовки:
-
включать генератор ультразвука (при слабой интенсивности создает впечатление непонятно где работающего телевизора, при сильной - раздражает);
-
запустить в класс животное (крысу, голубя, собаку, и т.п.).
Февраль 1996 г., Санкт-Петербург