Каталог статей

Творчество, не зависящее от способностей (на примере семейства тренингов по созданию качественной фантастики).


 

Автор - С.Ю. Модестов

 

Существуют разные виды творчества. Один, традиционный, опирается на понимание творчества как некоего таинственного процесса, происходящего исключительно «в голове» творящего — главная роль отводится субъекту. Человек исключительно собственным усердием придумывает нечто новое — и именно оно и лежит в основе развития. Такое понимание обычно для Европы — в педагогике и психологии оно дало свои плоды, в частности — модель развития способностей. Т.е. если мы желаем научить человека творить — следует развивать его творческие способности.

Такой подход сильно ограничивает возможности человека — ведь способности части бывают врождёнными или, в более общем случае, ограничиваются наследственными задатками. Так, например, для того, чтобы сделать добиться серьёзных результатов в спорте — нужно иметь соответствующие анатомо-физиологические особенности, определяемые генетически. Для результатов в музыке нужно иметь слух — также врождённый, и т.п. Но это противоречит гуманистическому подходу — для эксперимента хотелось найти область, где могут творить все — даже инвалиды. В качестве такой области творчества было выбрано создание текстов — практически писательское мастерство.

Следующее ограничение — это «ограничение реальности». Если начинающий будет постоянно сравнивать свои результаты с чем-то уже существующим — например, пытаться создавать новостные репортажи, внутренне конкурируя с профессиональными выпусками телеканалов, которые готовят слаженные бригады специалистов — скорее всего, ничего особенного не будет: понимание своего «любительского» уровня не даст подняться на нужную высоту. Много лет назад китайского художника спросили — кого легче рисовать, бога или петуха? Художник сказал — разумеется, бога. Петуха все видели, и если нарисовать его неверно, все скажут, что рисунок плох. Бога же никто не видел — и как его ни нарисуй, никто не скажет, что нарисовано неверно.

Поэтому как объект творчества были взяты фантастические тексты — так появился тренинг-семинар по созданию качественной фантастики (4).

Он состоит из трёх основных разделов:

1. Драматургия текста, или «Как это сделано»: подробное изучение драматургии, структуры литературного произведения (в данном случае, фантастического). Материал изучается на лучших образцах отечественной и зарубежной фантастической литературы.

2. Основы писательского мастерства, или «Как сделать самому»: обучение школьников самостоятельному написанию текстов (преимущественно художественных) с помощью профессиональных литературных приемов.

3. Творчество как методика, или «Создание новых идей»: обучение учащихся методикам творчества. Данный раздел строится на материале отечественной ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач школы Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru). Впервые обучать ТРИЗ на материале научной фантастики начал еще сам автор ТРИЗ, и этот опыт оказался удачным. Впоследствии из этих занятий вырос курс «Развитие творческого воображения». Знатокам литературы и любителям фантастики известны два имени классиков советской фантастики – Генрих Альтов (литературный псевдоним Г.С. Альтшуллера) и Валентина Журавлева (его супруга и соратник).

Почему?

С одной стороны, развитие творческого воображения – сложный, многоплановый процесс. Эмоции, мысли, чувства человека выступают ресурсом, сущностью будущих творений. Но к сущности нужна форма. Чтобы создавать собственные комфортные миры, которые будут интересны не только Автору, но и многочисленным потенциальным читателям, необходимо владеть определенными литературными приёмами, которые позволяют облекать имеющиеся у Автора чувства и мысли в соответствующие формы. Чем отличается графоман от писателя? Произведения первого интересны только ему самому; произведения второго - окружающим людям. Любопытно: эти методики есть, они вполне передаваемы и их можно освоить. И применять.

Для качественного результата необходимо освоить целый ряд инструментов, многие из них для обычного мышления совершенно неочевидны. С другой стороны, и текст представляет собой многоэтажную систему – есть подсистемы (грамматический арсенал писателя), есть система – драматургия, драматическая структура текста, и есть надсистема – произведение в целом в выбранном автором жанре. Если всё это осваивать «в линейном виде», методика за методикой – тренинг выйдет чересчур долгим и никакого удовольствия участники не получат – возникнет «школьная модель», слишком знакомая многим. К тому же, подобная «линейная» модель изложения хороша для освоения неких базовых вещей. Так, осваивая основы наук в школе, мы воспринимаем материал последовательно, и так же, приступая к изучению основ профессии в высшем учебном заведении, мы слушаем лекторов, ходим на семинары один за одним – но когда нам надо на базе полученных знаний построить свою собственную деятельность – мы пишем диплом, который свёрнуто заставляет нас «впитать» сразу множество разнородных учебных моделей. Так же и в данном случае – при создании собственного творческого продукта достаточно разнородные знания быстро осваиваются и превращаются в умения, обогащая личность. Происходит своего рода «системостроение».

Здесь, справедливости ради надо сказать, что каких-либо «гениальных» или «крутых» текстов пока участниками семинара не получено. Состав слушателей оказался неожиданно однородным: это молодые люди в узком возрастном диапазоне 19-24 года, хотя приглашались люди 15-40 лет. Вероятно, это связано с оптимальным сочетанием самостоятельности, свободного времени, познавательного интереса и некоей молодёжной «тусовочности». Слушатели уже на первом-втором занятии придумывают произведения, которые – будь они написаны целиком – стали бы украшением современной фантастики. Так, был придуман целый сборник рассказов «Песни рунного неба», основная идея которого – человек получил возможность напрямую читать те сигналы, которые посылают нам звёзды. Группа состояла в основном из старшеклассников, и на занятиях было решено, что звёзды поют (отголосок идеи Аристотеля о «музыке звёздных сфер» - ребята накануне прослушали несколько лекций по истории философии), и при этом созвездия – это руны неба. Получаса хватило, чтобы ребята сделали структуры трёх рассказов про мореплавателей Античности и Средневековья, которые будто бы последовательно открывали эти свойства неба. Другая группа запланировала роман про бессмертие – его позитивную сторону. Были и рассказы про несущих здоровье птиц, отшельников в горах и т.п. Однако сработал эффект, который знаком специалистам по ТРИЗ: когда изобретения получаются относительно легко, теряется их ценность, и внедрять (в нашем случае – писать полнотекстовый вариант произведения) уже скучно. Гораздо интереснее за три часа занятия наплодить с десяток «драматургических каркасов», которые очевидно сильнее многих признанных образцов – и отбросить их, чтобы к следующему разу сделать другой такой же яркий десяток.

К тому же, следует учесть, что писательство – профессия второй половины жизни. Произведения большинства серьёзных писателей обретали глубину только после 30 лет – достаточно почитать антологии тех, кого сейчас справедливо считают мастерами и апологетами жанра. Пока что участники семинара-тренинга пополняют «Библиотеку Мёнина» - мистическую библиотеку, состоящую из ненаписанных книг и придуманную Максом Фраем (5).

И последний момент – терапевтический эффект. Какую личную пользу извлечёт для себя человек? Ту же, что и человечество в целом получило от фантастики – прогнозировать события, моделировать, испытывать, оценивать поведение людей – например, своих знакомых, возможность открыто высказывать свои эмоции и отношения к явлениям, людям, событиям, возможность доносить собственные идеи и ощущения до своей целевой аудитории.

Существует раздел «на стыке» библиотековедения и психотерапии: библиотерапия (2).Коротко говоря, это психологическая помощь, исцеление души с помощью чтения книг. Книги могут помочь установить, что конкретно не так с человеком, помочь утешить - скажем, человек прочитает про людей, попадавших в такие же и ещё худшие обстоятельства, помочь проиграть некие позитивные сценарии взамен, скажем, невротических – то есть, осуществить терапию - и т.п.

Также известен метод М.Е. Бурно – терапия творческим самовыражением (2, 3). Человек, создающий собственное творческое произведение, получает определённый терапевтический эффект.

С другой стороны, мы регулярно слышим либо читаем: «...современное время - это время стрессов»; «а я замотана на работе», «хочу самореализации!»; «некогда заниматься любимым делом»; «я сойду с ума от всей этой работы»... Рано или поздно, многие действительно в той или иной форме сходят с ума от нереализованности: недаром психологическая помощь, клиники неврозов, всевозможные успокоительные, снотворные и прочие подобные средства сейчас невероятно широко распространены... Например, одна из самых популярных электронных рассылок на портале Subscribe.ru называется «Почему мне плохо?». Причина - в отсутствии самореализации, отсутствии комфортного окружения, постоянной необходимости демонстрировать некое вынужденное поведение - взамен органически присущего...

В связи с этим надо отметить, что фантастические произведения как объект творчества обладают интересным преимуществом: они востребованы – рано или поздно, так или иначе (М. Фрай). Дело тут – в Деле. Как только находится некое увлекающее Дело, приносящее плоды, пользу окружающим, Дело, Которое Получается - всё встаёт на место. Работа из нервотрёпки превращается в Место Зарабатывания Денег, окружающие перестают раздражать, становясь Просто Людьми, погода - вполне приличной и т.п. Создание блюдца из папье-маше или глиняной вазочки несомненно радует создателя – но только его. Очевидно, что творчество дарит человеку приятные ощущения лишь в случае, если оно востребовано. Творить «в стол» или, как раньше говорили, «под сукно» - довольно грустно. Фантастика имеет то гигантское преимущество перед всеми остальными видами творчества – и текстовыми в том числе – что существует «патентный фонд фантастики». Уже в середине 20 века стало ясно, что фантастика – набор возможных сценариев и моделей будущего: достаточно было открыть А. Беляева или Ж. Верна (1). К началу 21 века, когда накопилось значимое число фантастических произведений, стало ясно – этот своеобразный «патентный фонд будущего» можно использовать, так сказать, в штатном режиме. В ряде стран действительно существуют службы, которые просеивают массивы текстов научной фантастики в поисках рациональных идей – и всё больше случаев реализации найденного. И понимание того, что то, что ты пишешь «для себя», однажды будет применено на благо человечества, дарит особое чувство. Во всяком случае, на это есть отличная от нуля надежда.

 

Выводы.

 

1. Возможно творчество – и обучение творчеству – не зависящее от способностей. Примером такого творчества является создание фантастических текстов – это семинар-тренинг «Стол Мёбиуса – научи себя творить!». Создание собственных творческих продуктов как способ обучения позволяет освоить значительное количество методик и моделей и освоить деятельность в короткое время, получив способность самовыражаться, моделировать собственные миры и строить психологически комфортные вселенные – как для себя, так и для своей аудитории. Например, детей, читателей блога и т.п.

2. Старшеклассники и студенты, пройдя тренинг, значительно усовершенствуют свои литературные способности и владение языком. Этому возрасту фантастика психологически близка, и освоение родного языка будет идти значительно успешнее. К тому же, повсеместный переход на ЕГЭ нивелировал значение сочинений в обучении русскому языку и литературе - однако педагогический эффект от сочинений никто не отменял. Умение написать собственный, авторский текст - это несказанно важное умение, особенно в эпоху всеобщих тестов.

3. Интересным эффектом от освоения методик является «адекватизация» себя с внешним миром. Творчество является самой мирной и самой созидающей силой, которой владеет человек. Ни одно психологическое средство не даёт такого эффекта, как понимание того, что в прямом смысле работаешь для человечества – и у тебя получается.

 

 

Литература

 

1. Альтшуллер Г.С. Гадкие утята фантастики / Пятьдесят идей Александра Беляева http://www.altshuller.ru/rtv/rtv18.asp

2. Библиотерапия: Задачи, подходы, методы: Сб. ст. / Сост. О.Л.Кабачек. - М.: БМЦ, 2001. - 128 с.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. http://www.psi.lib.ru/statyi/nazar/burno.htm

4. Модестов С.Ю. Развитие творческого воображения детей и взрослых, или Зачем писать фантастику? http://www.treko.ru/show_article_2190

5. Фрай М. Темная сторона, М.: Амфора: 2003. с. 512.


Управление творчеством | Автор: Сергей Модестов | Дата: 08.01.2013г.
Яндекс.Метрика