Каталог статей

Применение творческих задач на уроках


 

                           В В Е Д Е Н И Е

 

 

В чем, по-Вашему, отличие между двумя приводимыми ниже фрагментами

уроков ?

 

1."Осьминог - представитель морских головоногих моллюсков. Одной из

особенностей его поведения является то, что при опасности или

раздражении он стремится спрятаться в убежище. При этом с помощью

щупалец закрепляется там, чтобы предполагаемый хищник не смог

извлечь его из укрытия..."

 

2."В прежние столетия, в Японии, случилась такая история. Во дворец

императора был отправлен ценнейший груз - несколько шхун везли вазы

тончайшего фарфора. По дороге случился шторм, и все шхуны до единой

утонули. Это произошло относительно недалеко от берега, где стояли

хижины бедных рыбаков. Вазы стоили баснословные деньги, поэтому

неудивительно, что многие смельчаки пытались достать их. Но это не

удавалось - слишком велика глубина, не донырнуть человеку. Никакой

удочкой, сетью или веревкой их не достать, а подводных аппаратов

тогда, конечно, не знали.

 

Спустя год вазы стали появляться в хижинах тех рыбаков. Вопрос классу:

как же вазы оказались на берегу ?"

 

Предоставим читателю поразмыслить над тайной древних японцев.

Подскажем лишь, что и в том, и в другом классе изучали

 

        Тип Mollusca  -  Моллюски

        Класс  Cephalopoda  -   Головоногие

        Представитель Octopus vulgaris - Осьминог обыкновенный

 

и - самое главное - их особенности поведения...

 

Биология - преимущественно описательная наука. На других уроках

естественно-научного цикла (например, физике или химии) полученные

учащимися знания можно закреплять и контролировать с помощью задач. С

биологией дело обстоит хуже. Закрепление и контроль знаний в рамках

предмета биологии традиционно может вестись следующими способами:

 

1. Пересказ учащимися учебного материала. Способ хорош тем, что

позволяет оценить, насколько точно материал запомнен, но плох,

поскольку не позволяет судить о том, как ученик научился применять

знания, оперировать ими...

 

2. Практические и лабораторные работы. Позволяют судит и о том, как

материал запомнен, и о том, как учащийся оперирует знаниями. Плох тем,

что отнимает много времени, требует специальной подготовки, а

проверяет сравнительно небольшую часть программы.

 

3. Проверочные и контрольные работы. Вопросы, предлагаемые учащимся,

обычно позволяют оценить и степень усвоения знаний, и степень владения

ими. Способ плох тем, что учащиеся попросту боятся контрольных и

проверочных, возрастает уровень тревожности. К тому же, контрольные и

проверочные применяются только для контроля, закрепления знаний они не

обеспечивают.

 

 

Под творческой задачей мы будем понимать проблему

 

- с нечетко заданными условиями. Например, для ряда задач невозможно

точно указать - на какой раздел теории она;

 

- содержащую некое противоречие;

 

- допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

 

 

Творческие задачи в биологии будут требовать применения различных

биологических знаний для их успешного разрешения.

 

Применение творческих задач на уроках помогает Учителю решить

следующие проблемы:

 

1. Использовать полученные знания для решения различных практических,

исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания.

 

2. Демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в

области естественных и технических наук. Творческие задачи и их

контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие

примеры работы творческой мысли.

 

3. Развивать индивидуальные возможности и творческие способности

детей. Большинство творческих задач предполагает не один, а гамму

ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез,

объяснений причин явлений.

 

4. Способствовать приобретению навыков получения, обработки и

представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме.

 

5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся через

радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут

испытывать при решении творческих задач.

 

6. Способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы

в группе.

 

7. Просто привлекать внимание учеников.


Сборник творческих задач | Автор: Сергей Модестов | Дата: 13.03.2014г.
Яндекс.Метрика